День памяти неизвестного солдата

Богданов Сергей Владимирович, г.Коммунар

Те, кому дорога память, вспомнят в этот день всех солдат. Известных, и нет. Те же, кто давно потерял не только память, но и совесть, и в этот день найдут повод облить грязью светлую память нашего народа о своих солдатах, сгинувших на полях сражений. Да и Бог с ними, бывшими друзьями, решившими сегодня, что им было бы лучше тогда, в годы Великой Отечественной войны, остаться «под немцем». Давайте о себе. Я не помню, были у нас в школе встречи с участниками войны или нет. Да и нужны ли были такие встречи. Ведь рядом были отцы и деды, фронтовики и партизаны. Были рядом те, кому повезло вернуться живыми.

По вечерам во дворе мужики выпивали, забивали «козла» и обязательно вспоминали войну. Так что слышали мы многое, и не только то, что рассказывают на встречах. Возможно, благодаря также и вот таким «посиделкам» и появилось у нашего поколения такое уважительное отношение ко всему, что касается памяти о войне. Родители работали сутками, и после школы мы были предоставлены сами себе. Сейчас можно, с высоты прожитых лет, рассуждать о том, какими же тогда мы были глупыми. Но что было, то было. Лазили мы с лопатами по местам боёв. Это было время, когда женщины крестились, частенько слыша взрывы. Работали сапёры, уничтожая смерть, оставленную войной. Ещё хорошо были видны окопы и блиндажи, полуразрушенные землянки в лесу. Вот там мы и искали приключения на свою голову. Находили многое. В том числе и останки солдат. И было неписаное правило. Ни одна косточка, ни один кусочек останков нельзя было отбросить в сторону. Если такое случалось, виновник становился изгоем. Всё бережно собиралось и захоранивалось в одном месте. Так было заведено ещё старшими парнями. Если же находили что-то указывающее на данные солдата, ложка с инициалами и фамилией, что-то ещё, всё это тайком отправлялось в почтовый ящик участкового милиционера. Выбросить? О таком даже и не думали. Этот же участковый регулярно на «Урале» с коляской объезжал нас, изымая добытое на раскопках. Место захоронения находилось в густом ельнике, где обычно не ходили ни грибники, ни ягодники. Знали только мы.

Прошли года, у мальчишек появились другие занятия. Мы разлетелись по всему свету, встречаемся совсем редко. Но обязательно каждый из нас, приезжая на малую родину, приходит туда, в разросшийся ельник. Уже не одна дощатая пирамидка сгнила с тех пор на месте захоронения останков неизвестных солдат. Лет пять назад созвонились да списались с друзьями детства. Мало уже нас. Сбросились деньгами, кто сколько может, да и заказал один из нас, и поныне там живущий, металлическую пирамидку. Хватило и на табличку. « Спасибо вам, солдаты» — так решили написать. И заборчик железный, совсем маленький тоже потянули по деньгам. В прошлом году написал друг, что исчезла и пирамидка, и заборчик. Снова стоит на захоронении дощатая пирамидка. Впору теперь снова  на деревянной табличке написать: «Простите нас, неизвестные солдаты».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *