«В начальной школе учитель управляет электронными информационными потоками, оставаясь при этом первым учителем»
Уже в институте Наташа, Наталья Николаевна Кравченко, учитель начальных классов, поняла, что цифровые технологии в школе это сегодняшний день и выбрала для дипломной работы тему «Использование информационных технологий на уроках русского языка как средство повышения успеваемости младших школьников». Хотя в тот момент интернета не было еще ни в школе в селе Лозовое Павлодарской области, где она работала, ни у педагога дома. Дипломную работу она защитила на «отлично». Тема была злободневной и вызвала очень яркую дискуссию.
Наш разговор о том, как цифровые технологии стали привычным инструментом в работе учителя начальных классов состоялся, когда Наталья Николаевна, немного отдохнув после завершения учебного года, подвела для себя итоги своего четвертого выпуска.
Наталья Николаевна, с какими навыками в сфере информационных технологий Вы отпустили на этот раз своих четвероклассников в школьное плавание?
Думаю, что нашей с ними базы вполне хватит и для уроков в пятом классе и для решения внешкольных задач. Все ребята умеют пользоваться электронным дневником, являются участниками группы Вконтакте нашего класса, умеют находить необходимую для уроков информацию, работать с ней, систематизировать, отбирать нужное. Самым ярким примером использования информационных технологий была победа моих учениц в конкурсе исследовательских проектов. Они приняли участие в 7-ой Санкт-Петербургской научно-практической конференции «Учение о природе» с региональным и международным участием. Даша Наумова выступила с исследовательской работой «Молоко это здорово», а Настя Жилина раскрыла в своем проекте «Тайну школьного портфеля». Уровень конкурса был очень высоким. Ведь его организаторами выступили правительство Санкт-Петербурга и комитет по образованию Ленинградской области.
Темы мы выбрали актуальные, дающие возможность поработать с теоретическим материалом и самим провести исследования.
Уровень самостоятельности в этих работах у девчонок был более 80 %, они сами подбирали в сети интернет материал по теме, проводили отбор того, что им показалось интересным, составляли текст. Было видно, как они вникают, как они сами все понимают. Моя поддержка была в части проведения исследований. В результате обе работы принесли авторам победу.
Как получилось, что Вы взяли себе в помощники цифровые технологии?
После окончания педагогического училища в 1998 году работала в сельской школе со своим первыми учениками и, как многие педагоги, использующие классические инструменты, присматривалась к новым информационным технологиям, внедряющимся в образовательный процесс и потихоньку пробовала их применять.
Сначала, на первом своем классе, просто использовала интернет-ресурсы, чтобы собирать какие-то интересные презентации. Мне вообще нравится все делать самой: взять несколько презентаций и сделать на их основе что-то новое, что-то своё, дополнить своими идеями.
Со вторым выпуском стала использовать для уроков различные материалы из интернета: мультфильмы, кинофильмы, музыкальные произведения. И эта работа становилась все активнее. А в третьем классе у нас появились в школе интерактивные доски. Моей радости не было предела! Мы тогда работали в две смены в одном классе, моя напарница смотрела, как я работаю с доской и говорила: «Я тоже хочу. Наташа, научи меня!» Кто-то боится нового, а мне всегда интересно. Да и детям тоже очень нравится
Представляете, это не просто мелом писать по доске, а вот прямо на глазах у детей на электронной доске появляются буквы. Или же упражнение выполняем, где нужно буквы пропущенные вставлять, и ребенок их может подвигать сам, или картиночки разные вставлять.
Для работы с доской я освоила программу ActivInspire и, используя библиотеку встроенных в доску материалов, стала готовить для уроков флипчарты с разными картинками, с анимацией, с опросами. Например, на «Окружающий мир» по теме «Деревья. Кустарники» на один урок создавала по 8-10 флипчартов.
А кто Вам помогал?
Закончила специальные курсы. Там дали представление о предмете и процессах, а методики нарабатывала уже опытным путем. Но когда начала заниматься, быстро освоилась, потому что было очень интересно.
Насколько сложно было вовлечь в процесс детей?
Детей подтянула в третьем выпуске, это было уже в Новосибирске, где я работала в одной из школ Ленинского района. Для уроков дети начали готовить небольшие презентации по два-три слайда, проводили защиты учебных проектов. Например, изучаем тему «Единицы измерения» и презентации учеников наглядно представляют масштаб 1 мм, 1 см, 1 метр. Там же в практике появились электронные журналы, дневники. Ученики в 3-ем -4-ом классе уже легко ориентировались, родителям тоже пришлось вникать.
Вот про задания-презентации. Что полезнее для ребёнка: выполнить это задание вручную — найти картинку, приклеить, раскрасить, подписать, или же просто подобрать картинки в интернете?
С точки зрения знакомства ребенка с материалом и его закрепления здесь нет однозначного ответа. В разное время разные возможности и, соответственно, результаты. Для моего первого выпуска – вырезать–наклеить. Сейчас же выполнить задание с помощью компьютера детям, конечно, интереснее: они быстренько все найдут, скопируют, вставят.
Ребенок сам может решить такую задачу?
Конечно, даже самую простую презентацию ребенок не сможет подготовить без помощи родителей. Это значит, родители должны являться пользователями интернета, разбираться хотя бы на начальном уровне в компьютере. Поначалу вообще единицы справлялись. И родителям нужен был ликбез. Особенно что касается электронного дневника.
А как быть с развитием творчества у детей в цифровой среде?
Если говорить, например, об уроках рисования. Мое мнение, что здесь обязательно нужен учитель. Если схематично, то рисование на компьютере напоминает мне задачу по размещению конкретного шкафа внутри конкретной комнаты. Всё происходит внутри имеющегося алгоритма, всё в рамках программного продукта.
А живые краски и карандаши позволят каждому создать уникальные оттенки и авторские композиции. Здесь цифровые технологии могут быть помощниками и показывать ученикам: вот мы рисуем дерево, кисточка следует таким путем, вот горы – их рисуем так. Чтобы дети сами рисовали и при этом видели, как это можно нарисовать, и как кисточка делает это на экране. Чтобы можно было своей кисточкой нарисовать аналогично. Но программная матрица не может стать основой творческого развития.
Мы с учениками занимались театральным творчеством. Подготовили «Литературную гостиную» по басням Крылова. Всем в этой постановке достались роли и каждый прошел школу работы для зрителя, чтобы донести не только текст, но и эмоции! Мне кажется, что такие именно такие формы творческого и коммуникативного развития очень эффективны для учеников младших классов.
В Вашей личной жизни какое место занимает интернет и цифровые технологии?
Наверное, как у всех: портал Госуслуг, быстро найти рецепт, прочитать книгу, о которой говорят. Ещё модерирование группы класса Вконтакте (научилась даже заметки писать), и бесконечный поиск новых педагогических методик, идей, подсказок, наработок.
То есть повышаете с помощью интернета квалификацию, занимаетесь саморазвитием?
Да. У меня много подписок на профессиональные группы, получаю рассылки, участвую в вебинарах, медианарах, которые мне интересны. Среди последних вот такие: «ИКТ компетентность учителя как метод повышения качества обучения школьников», «Нормативное и правовое сопровождение контрольно-оценочной деятельности в начальной школе», «Особенности содержания проектной деятельности в начальной школе». У меня даже страничка Вконтакте заполнена методическими материалами, нет обычных фото с отдыха и репостов картинок. Коллеги шутят: «Ты помешана на работе». А я просто выкладываю ссылки на те материалы, которые показались мне полезными и могут быть полезны другим.
Наталья Николаевна, как по Вашему мнению, меняется роль педагога с углублением цифровизации процесса образования?
Тетрадки в начальной школе мы всё равно проверяем и будем проверять. Но при этом есть возможность на уроках не весь материл полностью разъяснять, как это было раньше, а использовать визуальные материалы, давать материал в форме мультфильма или готового объяснения. В начальной школе учитель управляет электронными информационными потоками, оставаясь при этом первым учителем.
А процесс отслеживания результатов? Ведь учитель должен убедиться, что материал воспринят и получен правильно…
Конечно, этот процесс остается за педагогом. Здесь важен индивидуальный подход: нужно понять про каждого ребёнка, как он лучше воспринимает информацию и кому и в каких дозах можно использовать информацию в электронном виде. Я уже знаю, кому нужно будет дополнительно объяснять, а кому достаточно посмотреть, и они все поняли.
Подводя итоги разговора, Наталья Николаевна сказала: «Я за то, чтобы цифровые технологии расширяли возможности и помогали учителю, не подменяя индивидуальной работы с учениками. На одной цифровизации отношений не построишь, слово человеческое всегда останется основой воспитательного процесса» и назвала важнейшие по ее мнению «минусы и плюсы» процессов цифровизации образовательного процесса.
Минус не столько самой цифровизации, сколько электронных схем информирования и коммуникации — это значительная утрата эмоциональных умений. Нарушаются навыки коммуникации, нет необходимости общаться вживую. Замечаю, что когда на уроке спрашиваю: «А почему так происходит?», ребятам трудно ответить. Хромает логическое мышление, везде готовые варианты ответов, не нужно самому думать, не нужно самому выстраивать логические связи. В интернете можно найти любой готовый ответ.
К «плюсам» были отнесены удобство поиска любой информации, частичное избавление учителей от рутинной работы с помощью электронных дневников и журнала, расширение возможностей визуализации объяснения материала.
Интервью провела Татьяна Кузнецова
Фото автора и из архивов Натальи Кравченко