Девятого мая, в День Победы, в родную деревню Антропшино снова приехали дети войны.
Сегодня они – наши земляки, уважаемые люди уже солидного земного возраста. А тогда, в сентябре 41-го, эти седоголовые бабушки и дедушки были совсем ещё детьми. Такая выпала их поколению доля – быть лишёнными детства. Давайте и мы перечитаем ещё раз их воспоминания.
Внимание! Вся информация записана со слов местных жителей, свидетелей тех событий.
В годы войны чуть ниже того места, где сегодня находится памятник, стояла пожарная каланча. Здесь, на каланче, в 41-м году немцы повесили нескольких красноармейцев, выходивших из окружения. На место казни согнали местное население.
Старожилы, бывшие в годы войны детьми, вспоминали, что верёвка под весом тела одного из солдат порвалась, и местный полицай выстрелил несчастному в голову. Снимать тела немцы не разрешали долго. Когда после войны останки перезахоранивали на новом месте, местный парень, бывший свидетелем казни, сказал, что в голове одного из мёртвых будет пулевое отверстие. Так и оказалось. В 1949 году фабричной молодёжи дали задание собрать в округе тела всех наших солдат, погибших в разные годы войны.
«Поставили на машину гроб, приехали к могилке солдатской. Сняли пирамидку, раскопали холм, отбросили еловые ветки. Солдат лежал неглубоко. Лежал в шинели и обмотках. Подвели гроб к телу, лопатами перевалили солдатика в гроб, парни заколотили крышку. Провезли гроб к братской могиле, там уже стояло много гробов, опустили в яму. У могилы уже была дощатая стела и такой же забор. Солдаты круглосуточно находились рядом. Поехали за следующим телом. У Ремиза стояли два обелиска. Ни фамилий, ни имён… Здесь солдатики были завёрнуты в шинели. За железной дорогой нашли ещё одну могилу. Здесь лежал офицер, завёрнутый в плащ-палатку. К сожалению, не у всех убитых были найдены документы, позволяющие установить данные о солдате. Так и хоронили».
До сих пор продолжаются поиски родных солдат, захороненных в братской могиле. Благодаря работе поискового отряда второй школы, благодаря нашим неравнодушным женщинам, Куликовой Галине Германовне и Волосуновой Ольге, имена лежащих здесь освободителей нашего города люди знают и помнят.
Через дорогу от братской могилы у немцев было кладбище. Здесь хоронили убитых на фронте (он проходил рядом) немецких солдат. Кладбище было огромное, кресты-треугольники, сколоченные из берёзы, стояли рядами. А в середине кладбища был большой и красивый крест. Говорили, что там лежит немецкий генерал.
После войны на месте этого кладбища люди построили дома. Старики вспоминают, какие большие урожаи картошки давала эта земля. Вместе с немцами в начале сентября 41-го года в деревню пришёл голод. Урожай на полях и огородах немцы убирать запретили под страхом смерти. Люди умирали семьями. Выкапывали по ночам туши убитых немецких лошадей, приносили домой уже подгнившее мясо.
С приходом в деревню испанцев выживать стало легче. Испанцы любили детей, старались их поддержать. В определённое место привозили полевую кухню, кормили детей. Воевать не хотели, и в 1943 году испанцев вернули на родину. Уехали с ними и несколько местных подростков.
Ещё видны остатки, как его называли в деревне, «Каратеевского дома», в котором в годы оккупации работала школа. Русскому языку и арифметике детей учила Евгения Ивановна Копшталь. Родители учеников собирали по всей деревне кусочки хлеба с травой, спасали учительницу от голодной смерти. Она и до войны учила детей, и в Прибалтику была вывезена немцами вместе с семьями своих учеников. Вернулась в Антропшино в 1945 году, продолжала учить детей.
Это совсем небольшая часть рассказов живых свидетелей истории одной из улиц нашего города, о людях военного Антропшино. Мы с вами должны ЗНАТЬ, ПОМНИТЬ и ХРАНИТЬ историю земли нашей.
Сергей Богданов