Накануне организм напомнил, что пора показаться врачу. Записаться на приём оказалось не так просто, да и толкаться в очереди в будний день среди чихающих и кашляющих земляков особого желания не было.
Позвонил в регистратуру в субботу, сказали: «Доктор Кравцова принимает до тринадцати, приходите».
И вот я в кабинете у врача. Жалобы, вопросы-ответы… Давление, кислород, дышите-не дышите… Шелестят страницы моей медицинской карты, доктор знакомится с историей моих болячек. Вот под этот бумажный шорох и вспомнил я, что нередко во время наших бесед комсомольские и антропшинские бабушки поминали добрыми словами доктора Светлану Михайловну. Уж не у этой ли Светланы Михайловны я сейчас в кабинете? Так оно и оказалось. Ну, разве мог я упустить возможность поговорить с человеком, о котором так хорошо отзываются самые уважаемые люди нашего города? Конечно же, нет.
Поговорил и даже напросился ещё на одну встречу, уж очень хотелось, чтобы Светлана Михайловна рассказала и о себе, о своей семье, и, конечно же, о своём служении людям. Да, именно о служении. Не могу назвать работу врача просто работой. Особенно сейчас, когда врач действительно находится на передовой. И это вовсе не красивые слова. Это наша сегодняшняя жизнь.
Встретиться оказалось непросто, работает Светлана Михайловна допоздна, но всё-таки нашла она возможность выделить мне час своего времени. Встретиться договорились в амбулатории на Комсомоле, ближе к вечеру.
Дождливый вечер, на улице уже темно, в амбулатории свет в одном окне, захожу. Небольшой коридорчик, пеленальные столики, пара вешалок да стулья вдоль стены. Навстречу мне из кабинета вышла молодая симпатичная женщина со словами: «Светлана Михайловна на вызове, попросила подождать».
Вот и весьма приятный сюрприз. Встретила меня, как оказалось, дочь Светланы Михайловны — Анастасия, которая тоже врач, и тоже работает здесь! Сиротина Анастасия Евгеньевна, врач общей практики. Заглянул в кабинет, на столе куча бумаг, шумит компьютер. Оказалось, бумажная работа тоже отнимает много времени, да и компьютер «тупит», связь беспроводная. Всё это я узнал уже во время разговора с Анастасией. Отвлёк человека от дел бумажных, не мог не задать вопросы.
Анастасия родилась здесь же, в Коммунаре, с серебряной медалью окончила первую школу. Писала рассказы и стихи, участвовала в литературных конкурсах. Казалось бы, прямая дорога в журналистику у девушки.
– А почему именно медицина? Потому что мама врач?
– Мы учились в одно время. Я в школе, а мама в институте. Вся её учёба прошла у меня на глазах. Каждый день она возвращалась из института страшно уставшая, нагрузки в институте были колоссальные, море информации. Я смотрела на её толстенные учебники, видела кучу её конспектов и думала, что уж я точно никогда не пойду в медицинский. И вот – пошла! – смеётся Анастасия. Нет, не Анастасия, а Анастасия Евгеньевна, врач, продолжатель семейной династии.
— Не жалеете о выборе профессии? – поинтересовался я.
– Нет, конечно, нет. Моя профессия очень полезна в жизни, а самое главное, очень нужна людям. Одни сплошные плюсы. Есть, конечно, и небольшие минусы, но не будем об этом. Работать врачом непросто. Да и отношение людей не всегда, божечки, только бы никого не обидеть, греет душу и сердце. Но это жизнь, все мы разные. Мне очень нравится моя специальность, моя работа. Пожалуй, другого занятия в жизни я себе и не пожелаю.
– Скажите, Настя, врач общей практики – это кто? Что лечит?
Анастасия опять смеётся:
– Человек-оркестр. Лечим и взрослых, и детей. Лечим голову и сердце, уши и попы. В небольших населённых пунктах это очень удобно. Конечно же, при необходимости направляем больных к узким специалистам. Если нужно, может врач общей практики и как гинеколог провести приём, роды вести может. Моя первая специальность – терапевт. Когда после института пришла работать в нашу поликлинику, меня здесь уже знали. Я на первом и втором курсах учёбы работала здесь санитаркой, а уже на третьем курсе – медицинской сестрой в кабинете функциональной диагностики. На старших курсах наблюдала пациентов в Мариинской больнице, в Городской больнице номер три, дежурила в реанимации больницы Св. Георгия.
Поэтому, когда мне предложили продолжить учёбу и получить специальность врача общей практики, я согласилась. Люблю учиться, узнавать что-то новое. Вот с 2014 года я и работаю здесь, в нашей поликлинике. И сейчас мы со Светланой Михайловной постоянно учимся, уже много лет приглашают нас на разные семинары по нашей специальности. Без этого нельзя. Появляются новые лекарства, врач должен быть в курсе всего нового. Есть такой термин-комплаенс… Что он означает в медицине? Приверженность к лечению. Ты врач, к тебе пришли с надеждой на помощь. Объясни простыми словами пациенту цель лечения, почему назначаешь именно это лекарство. Как его нужно принимать, почему нельзя прерывать лечение, если человек почувствовал себя лучше. Предупреди о возможных побочных эффектах, расскажи, что нужно делать в таком случае. Учитывай при назначении образ жизни больного. Есть проблемы с желудком – назначь дополнительные необходимые лекарства . Обговори с больным его финансовое положение. Сможет он приобрести назначенный препарат? Если нет, предложи ему более дешёвый вариант лекарства, но не менее эффективный. Наконец, напиши рецепт и рекомендации читаемым почерком.
И снова задаю вопрос
— Устаёте? Ведь семья, двое детей. Есть желание утром в понедельник бежать на работу? Мы, пациенты, ведь разные и по характеру, и по темпераменту. Да ещё и болячки улыбаться не дают.
– Да, не всегда человек может оценить разумно тот объём помощи, который мы стараемся ему оказать… Больной хочет получить больше, чем мы можем ему дать в рамках амбулатории. Но ты врач, ты знаешь намного больше. Поговори с человеком, дай совет. Всё непросто. А вообще без желания помочь человеку, без желания его понять, без сочувствия к нему в медицине делать нечего. И по поводу понедельника и желания бежать на работу… Вчера вечером говорю своим дома: завтра, мол, воскресенье, меня не будить, буду отсыпаться. Ага, воскресенье. Понедельник завтра! Даже помечтать не дали… А вообще понедельник всегда день тяжёлый. Больше больных, больше вызовов на дом, больше бумажной работы. Вот и сегодня понедельник. Значит, домой со Светланой Михайловной попадём не раньше десяти вечера. Сейчас я её сменю на вызовах, она продолжит дела бумажные. Вот такой у нас семейный подряд! — опять смеётся Анастасия.
Наш разговор прервал стук в дверь. Смотрю на часы, дело к ночи. Извинившись, в кабинет вошла взволнованная женщина. Невольно прислушиваюсь к разговору врача и посетителя. Рецепты, объяснения по приёму лекарств, ответы на вопросы, советы по лечению. И снова о лекарствах, их стоимости, ещё раз про дозировку и время приёма. Было видно, что человек волнуется, боится что-то напутать, переспрашивает ещё раз. Напоминание о том, как важно не прерывать лечение. Тот самый комплаенс сейчас вижу в работе? Слушаю и думаю. Смог бы я вот так, спокойно и с доброжелательной улыбкой на лице повторять раз за разом одно и то же. Ведь видно, что Анастасия уже устала, а тяжелый день понедельник всё ещё не закончился. Да, без любви к человеку тут действительно делать нечего. «Не ходите никуда, я завтра сама к вам заеду», – провожает Анастасия посетителя.
И последний вопрос, который я успел задать Анастасии Евгеньевне:
— Что ещё может дать врач пациенту помимо лечения?
Ответ не удивил, ведь наблюдая за общением Анастасии с пациенткой, я уже успел что-то понять.
– Общение. Внимание и человеческое доброе общение. «Лечи словом».
Вернулась Светлана Михайловна, сейчас я отниму у неё драгоценное время своими вопросами, потом она ещё долго будет заниматься бумажными делами. Ну, а Анастасию, доктора Сиротину, ждут ещё пять пациентов. Ждут её и дома. Но это потом, сначала работа, сначала больные. Домашние поймут, такая у мамы работа. Работа, где любовь к человеку, чувство сострадания – на первом месте.
Анастасия и Светлана Михайловна обговорили какие-то свои медицинские дела, доктор Сиротина ушла в ночь, ждут врача люди, а Светлана Михайловна любезно пригласила меня в кабинет. На столе ворох бумаг, компьютер уже в работе. Интересно, она хоть чай-кофе успела выпить. Перекусить успела? Не знаю, есть у них в амбулатории такая возможность. Что-то вроде маленькой кухоньки. Неужели нет?
– Светлана Михайловна, спасибо. Вы нашли всё-таки в своём плотном рабочем графике время встретиться со мной. Давайте пока не будем о работе, Анастасия уже мне много рассказала, признаюсь, о многих деталях в вашей работе даже и не догадывался. Расскажите о себе, о своей семье.
– Давайте попробуем на работе не говорить о работе. Если получится, – улыбнулась моя собеседница.
Родилась Светлана Михайловна в посёлке Рощино, где тогда жили её родители. Папа поступил учиться в сельхозинститут, семья переехала в город Пушкин. Отца после окончания института направили на работу в Гатчинский район. Деревня Сяськелево. Бригадир, агроном, главный агроном Лужского района. Вместе с хозяином меняла место жительства и семья. Восьмой класс Светлана окончила в школе совхоза «Пламя», занималась и в музыкальной школе. Все думали, что и дальше она пойдёт учиться музыке, а они с подружкой решили поступать в медицинское училище. Поступила, успешно закончила и оказалась в городке Пионерском, что под Калининградом. Там был филиал детского ортопедического института имени Турнера, там три года и работала. Очень тосковала по Ленинграду, – делится воспоминаниями Светлана Михайловна.
Вернулась домой она в восемьдесят седьмом, устроилась на работу к нам, в терапевтическое отделение. Хоть и опоздала к началу занятий, но всё-таки поступила на учёбу в терапевтический институт, который только-только открылся в Ленинграде. Отучилась четыре года, пошли слухи, что у института проблемы с лицензией, институт закрывают. А именно в этот год в Военно-медицинской Академии начинал работу факультет гражданских врачей. Меня взяли, но с условием пересдачи экзаменов, и только на третий курс. Всё у меня получилось, стала я студенткой Военно-Медицинской Академии. Вот и вышло так, что учиться мне пришлось целых восемь лет. Да и сейчас надо быть в курсе всего нового, ведь наука не стоит на месте, — рассказывает Светлана Михайловна. — В две тысячи втором году пришла работать сюда, в Коммунар, так здесь и осталась.
— Тяжело порой приходится? Ночь за окном, а вы с дочерью всё на посту?
Светлана Михайловна вздохнула, и ответила:
— По-разному рабочий день проходит. Ведь многое зависит не только от врача, но и от пациентов. Если есть добрые, доверительные отношения между врачом и больным, то и день рабочий проходит легче. Люди разные приходят на приём. Кто-то так заведёт всю очередь, что стоит шум и гам. Или вот приходит человек, лет десять не показывался врачу. «Дайте мне направление к кардиологу». «Может, я Вам смогу помочь?»- задаёшь вопрос.. С трудом убедила, осмотрела, сделала назначения. А люди в очереди ждали. Приходит через неделю с извинениями. Не поверил больной, сходил платно к кардиологу, получил те же назначения. Ведь часто на приём приходят люди, у которых уже не одно хроническое заболевание. Приходит человек с надеждой, что мы поможем. А ведь врач не в силах избавить человека от хронической болезни. Мы можем только подкорректировать течение болезни, облегчить состояние человека. Увы, мы не боги. Но поговорить с больным , вникнуть в его проблемы, пусть они и не касаются дел лечебных, значит помочь человеку преодолеть боль, дать ему уверенность, что всё у него будет хорошо. Ведь жизнь тяжёлая и без болезней, и моральная поддержка порой важна не менее лекарств.
Очень важен доверительный контакт между тобой и человеком, который пришёл к тебе за помощью. Рабочий день у нас редко складывается так, как положено. За время приёма в амбулатории, за четыре часа, я должна принять 20 человек. Затем посетить шесть больных на дому. Плюс бумажная работа. Так должно быть, но так бывает не часто. По приказу я должна принимать людей, живущих на одной определённой территории, и определённое количество, а по факту получается совсем другое. А что делать? Выйти и сказать пришедшим за помощью людям: « Приходите завтра, время приёма закончилось?» Мы так не можем. Стараемся принять всех. Пришёл человек с температурой, плохо себя чувствует- как я его не приму. Надо всегда стараться поставить себя на его место. Без сочувствия к человеку у нас работать сложно. Другое дело, если за какой-то справкой пришёл человек, можно и потом решить вопрос. Сидим с дочерью до последнего, рабочий день часто заканчивается уже ближе к ночи. Много бумажной работы, да и интернет беспроводной, тоже отнимает время. В субботу дежурим по очереди.
— Ну а дома есть покой, даёт работа передых? — продолжаю пытать, это уже заметно, уставшего врача. Впереди ещё вагон работы, а тут я со своими вопросами.
— А куда деваться, звонят люди, задают вопросы. Вот сегодня у меня уже 47 пропущенных вызовов. На приёме и на вечерних вызовах я отключаю телефон, чтобы не отвлекаться от осмотра пациента. А уже вечером, дома, буду отвечать на звонки. Ведь не ради пустых разговоров звонят доктору. Только об одном всех прошу: по неотложным вопросам писать мне СМС.
Хорошо, что дома меня понимают и жалеют. Такая у меня работа. А семья у меня замечательная. Всегда все готовы поддержать друг друга. Ужин готовит тот, кто свободен, и уборка — дело общее. Нам вместе не скучно, мы все всегда чем-то заняты. Любим театр, у каждого есть своё увлечение. Муж, Анатолий Леонидович, мастерит всё, начиная от безделушек для души и заканчивая предметами мебели. Лес, грибы и ягод — это его. Закончил супруг Аграрный университет, инженерный факультет. Сейчас работает механиком в гараже «Почты России». Гатчина и Гатчинский район в зоне его внимания по работе. Я очень люблю шить и вязать. Только вот со временем беда. Вяжу пледы, носки для всей семьи. Вышиваю картины, шью лоскутные покрывала.
Старшая дочь, Анастасия, очень любит читать, собирает книги. В школе писала стихи и рассказы, участвовала в солидных конкурсах. Сейчас увлеклась цветоводством. Серьёзно занимается маникюром, сейчас у неё есть и необходимое оборудование, десятки и десятки различных лаков. У женской половины нашей семьи теперь есть свой мастер маникюра.
Младшая наша, Валентина, учится в институте. Факультет естествознания, географии и туризма. Её хобби — это выпечка. Её торты, пироги и пирожки всегда самые вкусные. Валентина составила родословную нашей семьи, за что мы все ей очень благодарны. Ведь, согласитесь, очень важно знать, кем были твои предки, где и как жили. Редкие выходные, все праздники мы всегда вместе. Всей семьёй с нетерпением ждём лето. Отпуск проводим в путешествии по стране, ночёвки на природе в палатке.. Вся семья вместе. Что может быть лучше.
Не мог не задать и такой вопрос:
— Скажите, Светлана Михайловна. Вот сегодня, если почитать прессу, напрашивается вывод, что с врачами в стране ситуация весьма и весьма непростая.. Нет врачей. Много в коммерческих центрах и нет вот в таких амбулаториях, как ваша. Почему? Зарплата? Условия работы не привлекают молодёжь?
— Не хотят молодые работать в таком ритме как мы. Закончилось время приёма, он встал и ушёл. Мы так не можем, не так нас воспитывали и учили. Ну, играет роль, конечно, и зарплата. Молодые сегодня хотят всё и сразу. А так в жизни не бывает.
— Вы ежедневно сталкиваетесь по работе с десятками людей. Наверное, такая работа поневоле научит разбираться в людях. Что Вы больше всего цените в человеке?
Доктор задумалась ненадолго и ответила:
— Отвечать за данное слово. Сказал — делай! Не сдержал слово, значит, тебе больше веры нет.
Закончить я бы хотел словами Валентины: «В семье у нас два врача. Наша мама и сестра Настя. Мне кажется, что работают они круглосуточно. Даже после работы они что-то обсуждают. Вечерами в нашей квартире не смолкают телефонные звонки. Я очень люблю своих родных».
Вот такая семейная история. История ещё одной семьи города нашего. Мы разные, у всех своя в жизни дорога, объединяет нас сегодня всех одно. Мы живём в одном городе, ходим по одним улицам. Мы — коммунаровцы. Давайте беречь друг друга. Огромное спасибо Вам, Светлана Михайловна, и Вам, Анастасии Евгеньевне за всё то доброе, что вы делаете для людей! Берегите себя! Сегодня вы нужны нам, как никогда раньше. Пусть судьба будет благосклонна и к вам, и к вашим родным! Вы это заслужили.
Сергей Богданов