Продолжаем публиковать воспоминания Николая Ивановича Круглова.
Предыдущие части:
Николай Иванович Круглов. Воспоминания о Коммунаре (Часть I)
Николай Иванович Круглов. Воспоминания о Коммунаре (Часть II)
Николай Иванович Круглов. Воспоминания о Коммунаре (Часть III)
Николай Иванович Круглов. Воспоминания о Коммунаре (Часть IV)
Николай Иванович Круглов. Воспоминания о Коммунаре (Часть V)
«Сегодня, пожалуй, мы с тобой совершим последнюю прогулку по Коммунару пятидесятых. Посёлок ведь был маленький, за час можно было весь обойти. Маленький, но такой уютный и родной», – говорит Николай Иванович.
Встретились с Николаем Ивановичем Кругловым снова в центре Коммунара, у автобусной остановки. Вот здесь, на месте хлебного ларька, в те далёкие года стояло здание сельсовета. Делами там заправляла Морозова Евдокия Ильинична, а потом на хозяйство пришёл Иван Шаманов.
«А вот за этим окном на втором этаже была кухня квартиры, где жила моя будущая жена Валентина. Жила её семья по соседству с главным бухгалтером фабрики Валентиной Степановной Беляевой, – мой собеседник показывает на окно в доме, где сейчас находится наша почта, – на втором этаже была поселковая гостиница, вход в гостиницу был со стороны Ленинградской. Здание это строилось или в пятьдесят втором, или в пятьдесят третьем году. Запомнились деревянные лаги, обработанные антисептиком, тогда это было в новинку. За домом стояли сараи, вот оттуда я и таскал дрова в квартиру к любимой. Отопление было печное, и титан топить надо было. Это уже потом появился газ в баллонах, а в те годы дрова были в ходу. Вот и пилил, и колол на всех соседей. Вот этих домов из белого кирпича в четыре этажа тогда не было. На Школьной улице напротив больницы стоял «дом чудес» – двухэтажное деревянное общежитие, семейное. Поженились молодые, давали им тут комнату».
Не стал интересоваться у Николая Ивановича, почему семейное общежитие так в народе называли. Мы дом этот знали, как «зелёный крокодил», а «чудеса» там случались и в наше время.
«А в жёлтом здании, что сейчас стоит рядом со Сбербанком, находился поселковый хозяйственный магазин. Вход был со стороны Леншоссе. Чуть дальше, в сторону Гайколово, стоял одноэтажный барак, это было фабричное общежитие», – продолжил Николай Иванович.
Не мог не задать своему экскурсоводу и вопрос о лагере военнопленных. Вроде знаю из рассказов старожилов уже немало, но ведь у каждого человека, жившего в посёлке в то время, осталось в памяти что-то своё, какая-то деталь, отложившаяся в памяти.
«Да нет, ничего такого особого в памяти не осталось. Здание, где по воспоминаниям жителей до войны был детский сад, а после войны будет больница, было одноэтажное, находилось в нём что-то вроде администрации лагеря. Лазили мы через колючку, меняли что-то из еды на самодельные игрушки. Пленные были в своей форме, водили их строем… Шли молча, опустив глаза в землю. Ненависти к ним особой не было Напротив лагеря стояли двухэтажные деревянные дома. А рядом, почти на месте нынешних домов по улице Пионерской 13 и 14, была наша деревянная, двухэтажная школа».
Интересна и история этой школы. Коммунаровцы, волею судьбы детьми оставшиеся в оккупированном Коммунаре, рассказывают, что немцы в школе организовали свой госпиталь. Остатки еды выбрасывали в выкопанные рядом ямы, а голодная детвора крюками из проволоки среди окровавленных бинтов вылавливала куски хлеба. Брёвна этой школы сейчас лежат в стенах нашей спортивной школы.
Мы вышли на Школьную улицу, и мой собеседник продолжил рассказ о посёлке пятидесятых годов:
«Вот здесь, на месте «Пятёрочки», стоял одноэтажный дом, в котором жили мои родственники, Денисовы. Рядом в длинном доме жили Феоктистовы, Емельяновы. В сараях за этими домами мы и «кантовались», когда нас прогоняли из центра. Играли в карты, иногда и выпивали. А за сараями начинались поля».
Да, прав Николай Иванович, посёлок действительно в послевоенные годы был небольшой. Прошло совсем немного времени с начала нашей прогулки, а мы уже выходим на Леншоссе в районе красного «колхозного» дома.
«На обед колхозники приезжали на тракторах, косилках. Вот напротив этого «Колхозного» дома и стоял дом моего тестя, Евграфа Яковлева. Его имя и фамилия есть на памятнике погибшим коммунаровцам», — Николай Иванович вопросительно посмотрел на меня.
Я не забыл наш прошлый разговор у памятника. Заявление с просьбой провести работу по увековечению в памяти коммунаровцев имени нашего земляка Виктора Точинова уже в работе. Дело небыстрое, но мы все надеемся на успех. А как по-другому может быть? Давно известно, что нет будущего у людей, забывших прошлое. А уж забыть тех, кто жизнь отдал за наше настоящее, никак не возможно.
Николай Иванович продолжил:
«Забор фабричный был дощатый. Вот где-то в районе нынешнего бассейна забор заканчивался, и там шла дорожка к паровозной будке. Мотовоз ведь не только всё на фабрику возил-вывозил. И люди до станции на нём же добирались, в прицепном вагончике. Не было тогда другого транспорта. Помню, могилки немецкие ещё были видны, овощехранилище стояло. А у дороги на Покровку стояли дома деревни Онтолово. Жил там мой дядя, Василий Иванович Точинов. Именно он ездил в Москву, искал сведения о судьбе брата, Николая Точинова, легендарного комбрига. Ну, а дальше, вдоль дороги к реке в сторону деревни Ванго-Мыза, стояли дома жителей Гайколово».
Мне удалось найти несколько фотографий домов деревни:
Мы вышли к мосту через реку Ижора, и Николай Иванович продолжил:
«Дома стояли и вот там, — он показал рукой в сторону Комсомола, – по самому берегу реки. Мост был ниже по течению, а сразу за мостом была, как мы тогда это место называли, стальконструкция. Кто знает, почему так. Скорее всего, это была машинно-тракторная станция колхоза Кобралово. Помню, там стояли трактора на ремонте, другая сельхозтехника. Ангар, да несколько сараев. А поля по берегу реки все были распаханы. До самого Комсомола почти никаких строений не было, Башня водонапорная была видна, как на ладони. Да совсем редкие домики проглядывали. Ну что, вот и обошли мы с тобой весь посёлок тех лет. Конечно, ни всё из той далёкой жизни я рассказал. Если есть желание и интерес, можем и продолжить наш экскурс в прошлое нашего дома».
Конечно же, уважаемый Николай Иванович! И желание есть, а уж про интерес и говорить нечего. А главное, что заглянуть вот таким образом в прошлое своего дома интересно и многим жителям Коммунара, теперь уже города. Распрощались с Николаем Ивановичем там же, где и начали нашу экскурсию, в центре.
Договорились о следующей встрече, на которую Николай Иванович придёт не один. А значит, нас ждут новые рассказы о посёлке Коммунар.
Сергей Богданов