7 апреля делегация студии «Журналистика и PR» Коммунарской СОШ №1 приняла участие в работе регионального образовательного медиа-форума «ТЭРИ» школьных СМИ, организованного факультетом социальных технологий Северо-западного института управления РАНХиГС.
Аббревиатура ТЭРИ расшифровывается как творчество + эрудиция + работа = информация
Татьяна Анатольевна Кузнецова, руководитель школьной студии «Журналистика и PR» и редактор газеты «Школьные вести» прокомментировала участие в форуме «ТЭРИ».
— На форум собралось около 40 журналистских команд из школ, лицеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Приятно, что на открытии участников образовательного форума приветствовал декан факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Олег Сергеевич Кузин. Он пригласил школьников выбирать такую важную для общества профессию как журналистика, и в недалеком будущем пополнять ряды студентов Института управления.
Программа форума состояла из трех больших блоков.
В преддверии мероприятия прошел конкурс среди школьных СМИ (на который было подано 60 заявок). А на самом форуме для юных участников школьных редколлегий прошли мастер классы по различным темам, а для руководителей был проведен анализ конкурсных материалов.
Юрий Юрьевич Звягин, редактор журнала, журналист с 25-летним стажем, познакомившись с газетами, присланными на конкурс, выступил с разбором типичных ошибок при верстке. Он обратил внимание на то, что любому печатному изданию нужна визуальная и смысловая концепция. Нет концепции — нет статуса СМИ. Если газета собирается по принципу «еще заплаточка, еще заметочка», то этот продукт не может называться газетой. Также к типичным ошибкам были отнесены: невыразительный (или пестрый или вовсе не читающийся) заголовок и колонтитулы, отсутствие единого стиля оформления, использование многочисленных шрифтовых гарнитур (когда требуется всего 2-3 шрифта), невнимание к смысловым акцентам на полосе, неуважительное использование фотографий и иллюстраций, разночтение по количеству колонок.
Уверена, что такой подробный разбор был очень полезен, ведь зачастую газетами в школе занимаются преподаватели, не владеющие знаниями правил верстки. Юрий Юрьевич дал высокую оценку нашим « Школьным вестям» и пожелал дальнейших успехов.
Подведение итогов конкурса было радостным — наши «Школьные Вести» в числе победителей. Нам был вручен Диплом за третье место в номинации «Лучшая тематическая школьная газета».
Закрывая работу форума, его организатор, заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС СЗИУ, доктор филологических наук Максим Николаевич Ким, сказал, что участие школьников в медиафорумах это конкретная ступенька к будущей профессии. И что профессия журналиста под силу не всякому, но избравший ее — это человек неравнодушный, особой судьбы, общающийся с миллионами.
Для школьных СМИ участие в таких мероприятиях, безусловно, задает вектор развития. Ведь получить экспертизу своего продукта (школьного СМИ) из уст профессионалов — это возможность взглянуть на него со стороны и понять, что делать дальше для его процветания.
Рассказывает участник форума, корреспондент газеты «Школьные вести», Егор Емельянов:
— В программу медиа-форума входили лекции по основам журналистики, искусству фотосъемки, технике выполнения вёрстки издания. Для педагогов был предложен курс работы с юными журналистами. Я выбрал секцию «Особенности работы с информацией: сбор, анализ, интерпретация». Мне эта тема наиболее важна, поскольку работа в нашей школьной газете требует знаний и навыков именно в области работы с информацией. И я стараюсь оттачивать умение собирать, обрабатывать информацию и сдавать полностью готовый материал в газету.
Лектором на этой секции выступала Лариса Владимировна Лыткина — доктор филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций. Лекция началась с введения понятия «информация». По мнению Норберта Винера, американского математика и философа: «Информация — всё, что не материя и не энергия».
Когда спикер рассказывала о сборе информации, я услышал уже знакомое мне имя Марка Фабиана Квинтилиана, греческого оратора, выявившего шесть ключевых вопросов, на которые должна отвечать информация.
С помощью учебника Е. Прохорова «Введение в теорию журналистики» мы узнали о трёх видах информации — потенциальной (собранной), принятой (понятой), реальной (изменившей часть сознания). Про реальную информацию Лариса Владимировна привела интересный пример: для одного из ее студентов второго курса такой информацией, которая изменила его сознание, стала новость о том, что Деда Мороза не существует. Молодой человек даже впал в депрессию! Были предложены и другие варианты классификации информации, предложенные в учебниках профессора Галины Сергеевны Мельник.
Разговор о методах сбора информации расширил мои знания. На занятиях в студии журналистики мы уже знакомились с наблюдением, интервью и работой с документами. Дополнительным стал метод коммуникативный: когда информация собирается посредством беседы, пресс-конференции, брифинга, опроса и т.д. К некоммуникативным методам аудитория отнесла покупку информации в информационных агентствах. Закончилась лекция обсуждением формата и регламента написания журналистского текста, а также рассказом о цензуре и жёлтой прессе. Мы от души поблагодарили лектора, поделившейся с нами информацией, той, что «не материя и не энергия».
Татьяна Кузнецова