Когда в семье три педагога, то без педсоветов дома не обойтись. Их общий педагогический стаж на троих составляет 99 лет.
На самом деле, педагогов в семье Гродзицких — Семриных четверо. Нина Ивановна Гродзицкая – 55 лет, ее дочь Ольга Эдуардовна Семрина – 36 лет, внучка Нины Ивановны Яна Германовна Семрина – 8 лет педагогического стажа и еще одна внучка, Николь Германовна Семрина учится сейчас в Санкт-Петербургском музыкально-педагогическом училище.
Интересно, также, что три педагога из семьи верны одной альмаматер — РГПУ им.А.И. Герцена. Нина Ивановна закончила здесь дошкольное отделение, Яна Германовна – философское и коррекционное, Ольга Эдуардовна – дошкольное и коррекционное.
Мама
Основатель педагогической династии Нина Ивановна — уроженка Новгородской области, жила с родителями в Лодейнопольском районе Ленинградской области. Ещё маленькой она мечтала стать учителем. После школы Нина окончила Сестрорецкое дошкольное педагогическое училище (ныне Ленинградский областной педагогический колледж им. А.С. Пушкина), после чего получила направление в п.Верево Гатчинского района, где работала воспитателем и заменяла заведующую детским садом, во время её отпуска.
С сентября 1975 года Нина Ивановна была переведена в Коммунар, где возглавила детский сад, который находился на ул. Фабричной, д.1. Тогда детский сад был ведомственный, он принадлежал Бумажной фабрике «Коммунар». Нина Ивановна опиралась на мастерство и опыт таких педагогов, как В.И.Байкова , Т.Я.Ромадина , Н.М.Лапина , С.Н.Кузнецова , Н.К.Моторина, О.И. Лигорева. В 1977 году к детскому саду присоединили комсомольский детский сад по ул. Комсомольская, д.1. В 1979 году директор фабрики поручил Нине Ивановне курировать работы по строительству детсада по адресу Гатчинской, д. 32. Ещё один детский сад был построен на месте нынешнего МФЦ. Таким образом, Нина Ивановна стала руководить четырьмя детскими садами одновременно.
Детские сады работали по разным образовательным программам. С 1988 года по 1996 года детский сад являлся базовой площадкой для курсов повышения квалификации педагогов Гатчинского района и Ленинградской области по экологическому воспитанию. Большую работу по подготовке этих мероприятий проводила О.Д.Запевалина. В одном из детских садов какое-то время работали по программе «Детский сад — дом радости» Н.М.Крыловой. По этой программе было несколько выпусков детей, успешно подготовленных воспитателями: Т.Б.Луневой , Ф.А.Шершневой. В 1990 и 1991 годах на базе детского комбината проходили Всесоюзные семинары по данной программе. Посмотреть на достижения детского сада, на выставки и праздники приезжали студенты из педагогического училища. «До сих пор помню выставку осенних цветов, для которой сделали букет памяти Индиры Ганди, он у меня перед глазами», — вспоминает дочь Ольга Эдуардовна.
В начале 1980- ых строилась Ленинградская картонная фабрика, в поселок приезжала молодежь, создавались семьи, рождались дети. Детсадов не хватало, они были переполнены.
— Тяжело, наверное, было? – спрашиваю я Нину Ивановну.
— Интересно было. Не было такого количества бумаг. Сейчас, хорошо, конечно, столько технических средств, но тогда мы работали вживую и с людьми. Мне всегда везло с коллективом, сотрудники были ответственные, творческие, грамотные. Большую поддержку оказывали и руководство фабрики и комитет образования.
Вспоминает Нина Ивановна как открывали бассейн в детском саду №35. Нина Ивановна обратилась к директору БФ «Коммунар» Анатолию Ивановичу Иванову. Он постоянно помогал и поддерживал детский сад. Дело уперлось в проект. Тогда Нина Ивановна пошла на ЛКФ и с проектом помог Александр Алексеевич Красноперец. Проект изменили, в детском саду перенесли прачечную, нашли средства и 1 июля 1983 года бассейн торжественно открыли. На зональном совещании в Усть-Илимске Нина Ивановна обратилась к кандидату педагогических наук Осокиной Т.И. и попросила проконсультировать по вопросу организации работы в бассейне. Осокина Т.И. познакомила со своим проектом, который потом и взяли за основу в работе.
В декабре 1984 года была введена в строй зимняя теплица, в ней росли помидоры, огурцы и даже розы. Ухаживали за теплицей работники детского сада. Круглый год дети имели возможность трудиться, получать знания о растениях и способах ухода за ними. Первые два огурца получили дети из подготовительной группы на обед, вот была радость! А вообще одна часть урожая, направлялась в столовую детсада, другая отправлялась в подшефный Сиверский детский дом. На праздники нашим ветеранам тоже готовили гостинцы из тепличных овощей.
Спрашиваю о тяжелых моментах работы. Нина Ивановна вспоминает, как в конце 1990-ых годов закрыли детский сад на Комсомольской ул. Собирались отдать детсад под мастерские. Мэром тогда был Черников С.С., он сказал: «Ну, если Нина Ивановна возьмет…». Собрали все, что могли, детсад сохранили. Сначала были две группы и ясли, затем пять групп работали. «Раньше было проще, никаких электронных торгов. Быстрее можно было решить вопросы ремонта», — говорит Нина Ивановна.
«Сегодня стало легче в материальном отношении, детские сады хорошо оснащаются, территории обустраиваются, на технику средства выделяются, ремонты проводятся. В Гатчинском районе средств на детей не жалеют, садики в хорошем состоянии», — считает Нина Ивановна.
— Что самое главное в воспитании детей?
— Любовь и доверие к детям! И личный пример взрослых.
Дочь
«Не могу сказать, что я пришла в профессию с большой осознанностью», — говорит Ольга Эдуардовна. — В годы нашей молодости родители так не помогали детям с выбором профессии, как сейчас. Но то, как мама была поглощена работой, ее яркость и смелость как личности, конечно, повлияли на меня».
«Быть дочерью мамы-руководителя – это огромная ответственность, ты постоянно ее чувствуешь».
Ольга Эдуардовна пришла работать воспитателем в детский сад №35 на Комсомол в 1987 году. Примером в работе для молодого воспитателя стала Р.А.Семрина. Её поддержка и опыт сыграли важную роль в освоении профессии педагога.
Она также вспоминает как тепло относилось к детям и коллективу руководство фабрики «Комсомолец». Детей привозили на фабричном автобусе. С родителями вместе создавали уют. Да, средств не хватало, но многое делали своими руками.
«Я с большой благодарностью вспоминаю комсомольский детский сад. Вспоминаю всех, с кем я многие годы работала. Благодарна родителям, которые доверяли и помогали детскому саду», — говорит Ольга Эдуардовна. Сейчас она работает в детском саду №5 Пушкина.
— Расскажите, пожалуйста, о своей сегодняшней профессиональной деятельности как логопеда. С чем вы сталкиваетесь? Какие проблемы, в целом, у нынешнего поколения детей?
— Сейчас много детей с нарушениями речи. Это происходит по разным причинам. И плохая экология, и наличие всевозможных гаджетов не способствуют развитию речи. Плюс современные родители не поют колыбельные песни как делали наши мамы и бабушки. Есть дети, которые не знают русских народных сказок. А это является основой развития речи детей. Современные семьи воспитывают детей без бабушек.
Родители вынуждены много работать. Понятно, что некоторым родителям трудно найти время на полноценное общение с детьми. Чтобы добиться хороших результатов в развитии личности нужно всего 15 минут в день. «Но эти 15 минут должны быть особенными – они должны быть качественными!» (Жоаким Кинтино Айрес).
Также мы с Ольгой Эдуардовной обсудили новые направления современной образовательной детсадовской программы. В ней, например, для детей введены занятия по финансовой грамотности. Детям объясняют, что такое деньги, заработная плата, экономия и пр. «Это очень полезно и интересно не только для детей, но и взрослых», — считает Ольга Эдуардовна.
Молодое поколение семьи
Активно подключилась к педагогической деятельности и внучка Яна Семрина. С большим интересом погрузилась в жизнь детского сада и в свою профессию. Для неё детский сад – родная стихия, она ходила на работу к маме и бабушке. Конечно, Яна наблюдала как работают мама и бабушка, училась. Яна с мамой друг другу помогают. Например, в подготовке к мероприятиям. «Мама для меня наставник», — говорит Яна. Она работает логопедом в детском саду Павловска, ГБДОУ №23.
Другая внучка, Николь, еще учится в училище и только начинает осваивать профессию педагога в Коммунарской школе искусств.
Педагогическая династия – это нечастое явление и большой подарок для города. Профессиональная общность, родственная поддержка, взаимовыручка создают уникальное сочетание опыта и мотивации, открытий и достижений, от которых выигрывают все. В первую очередь — дети. «Наша профессия никогда не исчезнет, ее нельзя заменить искусственным интеллектом, мы – инженеры человеческих душ, детских душ», — считает Нина Ивановна Гродзицкая.
Лада Кудрина