Организация занятий физической культурой для детей с ограниченными возможностями на сегодняшний день очень актуальна. В Коммунарской спортивной школе проводятся занятия адаптивной физической культурой для детей с ограниченными возможностями здоровья под руководством тренера-преподавателя Натальи Валерьевны Артюшиной.
Мы поговорили с ней и узнали подробнее о том, как проводятся занятия, сколько детей занимается и чем это полезно для них.
— Не могли бы Вы вначале рассказать немного о себе?
— Я — педагог по физической культуре и спорту. Окончила университет имени А. И.Герцена по направлению «Педагогика и спорт». С 2019 года работала в детском саду компенсированного вида. Также у меня имеется дополнительное образование НГУ им. П.Ф.Лесгафта «Специалист по адаптивной физической культуре».
— Почему решили открыть данное направление в спортшколе? Сколько на сегодняшний день занимается детей?
— Детей с ограниченными возможностями становится всё больше, им не хватает занятий по физической культуре. Поэтому было принято решение открыть данное направление. На сегодняшний день в группе 6 человек. Не все ребята могут посещать занятия регулярно. Но хочется сказать, что гораздо эффективнее занятия именно в малых группах. Не индивидуально, так как детям нужна социализация, и не в слишком больших группах. Хотя всё зависит от диагноза. Например, дети с задержкой психического развития более коммуникабельные, им проще даётся общение со сверстниками, а детям с аутизмом требуется индивидуальный подход.
— Детям с какими ограничениями здоровья подойдут данные занятия?
— Дети с задержкой психического развития, тяжёлыми нарушениями речи, слабовидящие, слабослышащие, с интеллектуальными отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы проводим занятия по адаптивной физической культуре с помощью различных методов и приёмов.
— Чем эти занятия полезны для детей?
— В первую очередь, это помощь с разработкой речи, улучшение работы опорно-двигательного аппарата, координации, выносливости, формирование умения чувствовать и оценивать состояние своего тела, укрепление дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Также, как я уже и сказала, это социализация. Дети общаются друг с другом, с педагогом. Это помогает наладить навыки коммуникации.
— Чем оснащён спортивный зал?
— Оборудование имеет большое значение для проведения таких занятий. Оно должно быть разных цветов, форм, консистенций (мягкое, твёрдое, колючее, гладкое, шершавое). Очень важно, чтобы оно было ярким. В зале имеются кинезио-мячи, различные массажные коврики, в том числе с шипами, обручи разного цвета и диаметра, балансиры, фитнес-мячи, массажные кочки и многое другое.
— Какие, по Вашему мнению, перспективы развития и существующие на сегодняшний день проблемы в организации работы по данному направлению?
— Честно говоря, основная проблема – это то, что родители не признают диагнозы. Адаптивная физическая культура крайне важна для детей с ограниченными возможностями. Как я уже упомянула, она помогает в социализации, синхронизации речи, улучшает работу опорно-двигательного аппарата. Кроме того, родители очень часто стесняются открыто признавать диагнозы своих детей, а порой просто ленятся отвести ребёнка на занятие. Всего лишь два-три раза в неделю, но это крайне важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Вера Вишневская