«Рукастый мужик». Наверное, нет в народе более точного определения для мужчины, в совершенстве владеющего своей профессией. Определения точного, и, конечно же, лестного для специалиста в своём деле. Впервые услышал такую оценку о Сергее Андреевиче от своих приятелей, старых коммунаровцев.
Встречаемся мы не так уж часто, и разговоры наши уже не о женщинах и работе, а всё больше о здоровье и врачах.
«Ты чего третий день крючком ходишь? Нога покоя не даёт? Иди к Андреевичу, он свой, поможет. Мужик рукастый!»
И на меня приятели тоже «наехали»: Вот, о ком надо писать! О нашем Баринове!
Заспорили, вспоминая, в каком же году появился в нашей старой деревянной поликлинике молодой хирург Баринов, да кто до него народ лечил. Вспомнили даже то, что стояла та наша старая поликлиника раньше на Ленинградской улице, и была в том здании простая столовая. А уж когда начали строить дома на Ленинградской, перевезли ту столовую в центр. Так и появилась в посёлке новая-старая деревянная одноэтажная поликлиника. Даже это вспомнили мужики, а вот когда начал работать в ней хирург Баринов Сергей Андреевич, так и не вспомнили.
Зато все хорошо помнили свои болячки, с которыми обращались за помощью к Андреевичу. А кто-то и в новой, уже многоэтажной и современной больнице, побывал в опытных руках у хирурга Баринова. И это вспомнили. Вспоминали долго, перепрыгивая в воспоминаниях от поликлиники к больнице, вспоминали добрыми словами и своего хирурга, и больницу.
«Мужики, а ведь если поднять в регистратуре истории болезней наших, медицинские карты родителей, детей наших, да и уже взрослые внуки там отметились, то ведь почти в каждой из карт мы найдём подпись хирурга Баринова. Это что ж получается, Сергей Андреевич семейный хирург Коммунара? А ведь так и есть! И наших родителей лечил, и нас, дети-внуки наши к нему за помощью шли» .
Вернулся я со встречи с наказом от приятелей встретиться и поговорить с давно уж ставшим своим в домах старых коммунаровцев хирургом Сергеем Андреевичем Бариновым. Предупредили приятели, что не просто будет его разговорить, человек скромный. Попробуем! Сижу, вспоминаю, а когда и с какими болячками сам обращался к хирургу? Травма на работе, было такое… Помог Сергей Андреевич? Помог. С рукой проблему решил? Решил… Перебрал своих знакомых из тех, кого жизнь на стол к хирургу Баринову уложила. Слово плохое сказали о враче? Да нет. Пока думал да гадал, да время для встречи выбирал, здоровье сигнал послало. Покажись ты к хирургу! Уж не знаю, совпадение было это или нет, но на приём записался.
Очередь у кабинета вроде и не маленькая, но движение есть. Кто-то выходит из кабинета с улыбкой, значит, дело пошло на поправку. А кто-то с тревогой на лице.. Да, поликлиника – не то место, где праздник живёт. И разговоры в очереди не праздные, всё больше о болячках и враче. Прислушался. Да нет, о Баринове те же добрые отзывы, что мог я слышать и десять лет назад в такой же очереди. Только нынче в очереди сидели люди мне мало знакомые, новые жители города.
Вышел из кабинета с двумя хорошими новостями. Врач порадовал, сказав, что жить буду, а второй приятностью оказалась наша с Сергеем Андреевичем договорённость созвониться и договориться о времени и месте встречи.
Встретились в кабинете у врача, до начала приёма было у Сергея Андреевича немного свободного времени, мне он его и уделил. Толком поговорить не удалось, в кабинет то и дело заглядывали коллеги врача, решая какие-то свои медицинские проблемы. Что поделать, работа есть работа. Тем более, если она связана с нашим здоровьем. Да и время непростое.
– Сергей Андреевич, понятие «нормированный рабочий день», это не для Вас? Приходится приходить на работу раньше, да и приём вести до последнего в очереди?» – задаю свой первый вопрос.
– Стараюсь принять всех в назначенное время, да и людей мурыжить в очереди – это неправильно.
Не всегда получается, разные бывают обстоятельства. А вот на «бумажную» работу приходиться тратить и личное время. Приходишь на работу раньше, чтобы поработать на компьютере. Много таких дел на врача навалили, много. Приходится выходить на работу и в выходной день. Во время приёма на такие дела времени нет, больных всегда много.
А я продолжаю задавать вопросы уважаемому человеку, вот-вот у врача начнётся приём, и меня попросят на выход.
– Сергей Андреевич, живёте и работаете в Коммунаре Вы давно, многих из жителей знаете с детства. Здесь жили Ваши родные, в детстве лето проводили в посёлке. Дома то хоть дают покой люди? Или достают звонками и визитами?
Мой собеседник вздохнул и улыбнулся:
– Не без этого. Звонят. Даже в редкий выходной день не получается отвлечься от работы. И ведь не скажешь, позвони, мол, в понедельник, постараюсь помочь. А так хочется просто отдохнуть, забыть хоть на день о работе. Года идут, становишься всё старше, и уже не летишь на работу, как на крыльях. Идёшь, потому что тебя ждут люди. Ждут твоей помощи. Ждут с надеждой, что именно ты поможешь. Я врач, понимаю своих коллег. Когда сам заболел, мне даже в голову не могла прийти мысль позвонить своему лечащему врачу в день выходной. Я понимаю, если человеку просто необходимы совет и помощь именно сейчас, но ведь звонят и по пустякам. Отвечаю, а куда деваться. Я врач.
Не мог не задать Сергею Андреевичу и вопрос о том, как нынче относятся люди к своему доктору. Моё поколение было воспитано в уважительном отношении и к врачу, и к учителю. С тех пор многое в жизни изменилось.
– Люди приходят на приём разные, у каждого своя болячка. Стараюсь с пониманием относиться к человеку. Пожилые пациенты всегда относятся с уважением. С молодёжью сложнее выстроить доверительные отношения. Могут нахамить, хлопнуть дверью. Стало сложнее находить с людьми общий язык.
Задаю едва ли не последний вопрос своему собеседнику:
– Сергей Андреевич, время поджимает, если можно, немного о себе, – задаю едва ли не последний вопрос своему собеседнику.
– Родился я в декабре 1955 года в Гатчинском районе. Отец, Андрей Матвеевич, был родом из Псковской области, прошёл Финскую войну. Великую Отечественную войну закончил в Берлине. Работал после войны в карьере по добыче известняка, на дробилке. Две войны сказались на здоровье отца, часто болел, лежал в больнице. Умер папа за две недели до моих выпускных экзаменов в школе. Было очень тяжело. Мама, Александра Ивановна, работала и санитаркой, и взрывотехником, была заведующей базой взрывоматериалов на карьере в посёлке Елизаветино. Трое детей в семье было. Елизаветинскую среднюю школу я закончил в 1973 году, в классе нас было четыре парня и двенадцать девчат. Стал думать, куда поступать. Попытался поступить в технический ВУЗ, не хватило балов. Поработал на заводе «Буревестник» в Гатчине, в мае 1974 призвали в армию. Служил в Польше. В 1976 демобилизовался, подал документы в техническое училище при «Метрострое». Закончил, поработал на строительстве станций метро «Девяткино», «Ветеранов». Понял, что это не моё, надо искать другую дорогу в жизни. Не мог решить, куда поступать учиться. Выбор был между медицинским институтом и педагогическим. Мама советовала в медицинский. Вот туда, в первый медицинский, я без проблем и поступил. Учёба в институте позади, в руках направление в Выборгскую ЦРБ. Закончил там учёбу в интернатуре, решил искать работу в посёлке Коммунар. Здесь жили мои родные, тётя и двоюродные брат и сестра. Вот в августе 1985 года я впервые и вошёл в свой кабинет в старой коммунаровской поликлинике.
Хирурга, как оказалось. здесь долго не было. поэтому в первые дни на приём приходило до восьмидесяти человек. Ничего, как-то справлялся»- улыбается Сергей Андреевич. –« Так я и работал в поликлинике до открытия новой больницы. В 1991 году пригласили на работу в хирургическое отделение, перешёл работать туда, и десять лет работал в больнице. Работа нравилась. Подобрался дружный и душевный коллектив. Вместе и отдыхали, часто выезжали на природу. Это были трудные годы, но они оставили о себе самые тёплые воспоминания. Начались с больницей проблемы, освободилось место хирурга в поликлинике, предложили мне перейти туда. Так, с июня 2001 года, я здесь и работаю. Ну, что ещё добавить.. Работаю».
Сергей Андреевич улыбнулся, посмотрел на меня, потом на часы. Намёк понял, но желание задать ещё хоть один вопрос оказалось сильней. « Когда было проще работать? И почему всё-таки выбрали в жизни медицину? Не жалеете?». Ответ прозвучал без паузы-« Почему медицина? Показалось, что это моё. И я не ошибся в выборе, не представляю себя в другой профессии. И да, раньше было работать легче. И не только потому, что мы были моложе. Стало много бумажной работы. Мы ведь постоянно учимся, иначе в нашей профессии нельзя. Наука не стоит на месте, появляются новые лекарства, новые технологии. Зарплата? Ну почему секрет. Не жалуюсь, но и работаю на полторы ставки. Но ведь в оценке твоего труда важны не только деньги. Слова благодарности больного, которому смог помочь, тоже много значат. Уважение людей далеко не самое последнее в жизни врача». Не знаю, как обстоят дела по поводу зарплаты и оценки труда Сергея Андреевича руководством, надеюсь, что многолетний труд заслуженного человека, а хирург Баринов уже тридцать шесть лет лечит жителей Коммунара, оценен достойно и в плане финансов, и в плане наград. А вот с уважением людей у хирурга Баринова точно всё нормально. Задал я и последний, в этот раз точно последний, вопрос нашему, ставшему давно своим для старых жителей города хирургу Баринову Сергею Андреевичу-
– Как думаете, что нас, коммунаровцев, ждёт в плане медицинской помощи? Наших старых врачей и сестёр в поликлинике можно по пальцам пересчитать, новых в очереди на работу не видно? Уйдут на отдых уважаемые доктора и сестрички, которые были рядом с нами десятки лет, время ведь не остановишь. Куда нам бежать за помощью, что нам ждать?
– Ну, пока и мы на месте, ещё поработаем, – улыбнулся Сергей Андреевич, – Надеюсь, придут врачи в нашу поликлинику. Всё будет хорошо!
Хочется разделить оптимизм уважаемого человека, хочется надеяться, что не останемся мы в это непростое время один на один со своими болячками. Надеемся, что придут к нам новые врачи и сёстры, и будут они достойной заменой тем, кто сегодня отдаёт себя служению людям. Да, именно служение человеку! По другому назвать то, что делают для нас сегодня наши медики, я об этом уже говорил и не раз, назвать нельзя., И первый вдох в жизни мы делаем на руках у врача, и всю жизнь вы идёте с нами рядом, идёте до самого нашего края. Не ругайте сильно нас, болезных, пришедших за помощью к вам. Не куда нам больше идти. На вас вся наша надежда. На ваши добрые сердца, на внимание и опыт терапевта, детского врача, на сильные и умелые руки хирурга, на заботу и сострадание всех врачей поликлиники, на добросердечие и заботу сестричек. Уважаемый Сергей Андреевич! Здоровья Вам и сил! Спасибо за то, что уже много лет Вы рядом с нами! Низкий поклон всем сотрудникам коммунаровской поликлиники, дай вам Бог сил и здоровья! Вам, уважаемые, сейчас ох как нелегко. Не все мы, ваши пациенты, это понимаем. Не судите нас строго.. Надеюсь, что вернуться те старые добрые времена, когда мужчины при встрече с доктором и учителем в знак уважения снимали головной убор и здоровались с поклоном. Потому как нет на свете белом более нужных и важных профессий.
Сергей Богданов