– Умеешь ты удивить, Галина Ивановна. Мужская профессия, сварщик. Работа на гигантских стройках, и вдруг… куклы. Ну ладно, куклы – это понятно, у женщин рукоделие – это природное. А вот работа с железом, сюда-то как тебя занесло? Сварщик на стройке, сам строитель, знаю, это ведь не сахар. Работать приходится и стоя, и лёжа на спине, и едва ли не в подвешенном состоянии… Да и окружение мужское. А дома и заводы без мата не строятся.
Я уж и не помню, когда мы познакомились с Галиной Ивановной Кирсановой. Вырезал ей для занятий с детьми какие-то заготовки, санки игрушечные делал, ещё что-то мастерил. Знал, что увлекается изготовлением обрядовых кукол, и у меня дома вскоре тоже поселились несколько её работ. На фестивалях сталкивались, учила мастерица детей своему ремеслу. А вот домой к ней попал впервые. Одна из комнат оказалась мастерской кукольницы. Чего только здесь нет! В ряд выстроились готовые куклы. Куча коробочек, баночек и корзин с тряпочками, пуговичками. Шпагатами и верёвочками. Какие-то понятные только мастерице палочки и крючочки. Здесь хранилось всё то, что в умелых руках Галины Ивановны непонятно как, но превращалось в настоящее, не буду скромничать, произведение нашего народного искусства. Пока я, раскрыв рот, разглядывал выстроившихся в ряд на полке кукол, хозяйка продолжала что-то мастерить. Заглянул… Да, это действительно, без души такую красоту не сотворить. Две девицы по воду идут…
– Родилась я на Южном Урале, в Челябинске. Родители работали на трубопрокатном заводе, четверо детей было в семье. Школа. Помню зарождение тимуровского движения у нас. Вышел фильм «Тимур и его команда», и мы, как и тысячи пионерских отрядов по всей стране, начали помогать участникам войны. Вокруг города были рабочие посёлки с частными домами. Не знаю, почему, но их называли «плановыми». Мы вешали звёздочки на дома ветеранов, и это означало, что люди в этом доме теперь под нашей опекой. А ответ на твой вопрос о железе и куклах простой.
Средний брат работал сварщиком, много рассказывал о профессии, поэтому после школы я думала недолго, пошла в училище, решила пойти по стопам брата. В группе было шесть девчат и четырнадцать парней, осталась со времен в профессии я одна. И отработала сварщиком, веришь или не веришь, целых шестнадцать с половиной лет. После училища работала на тракторном заводе. Варили кессоны: два человека внутри, двое страхуют снаружи. Приходилось варить и лёжа на животе, и на боку. На коленках. Приходилось на работе висеть едва ли не вниз головой, по другому к месту сварки было не подобраться. Всё было. Очень хотелось поработать на крупной стройке, посмотреть страну.
Пошла в комитет комсомола, попросила путёвку на комсомольскую стройку. Так я и оказалась в Набережных Челнах, на строительстве Камского автогиганта. Жили в общежитии, работали весь световой день с семи утра и до темна. Приходишь с работы, ужин, пора бы и спать ложиться но… Репетиция в клубе, а потом и танцы. Утром стеной люди шли на работу, и у каждого на фуфайке было написано название города, откуда он приехал. Ленинград, Орёл, Киев, Кишинёв… Находили земляков, знакомились. На долгие годы часто дружба завязывалась.
Работала я в институте медицинском, легла к нам на лечение женщина. Разговорились, оказалось, что работали мы на строительстве «Камаза» вместе. Вот с тех пор и дружим. Лет через двадцать я приехала ещё раз туда, не узнала почти ничего. Такой город вырос! Смотрела недавно фильм старый «Коней на переправе не меняют». Там снят мост, при мне его открывали. В воскресенье нам организовывали прогулки на катере по Каме, выезжали и на природу. В лес. У нас ведь леса не было, степь. Бывало, такой ураган поднимется, все волосы песком забивало. Оказалось, что и на Каме может быть едва ли не шторм. Смыла однажды волна в воду семью с тремя детьми. Папа спас жену и двоих детей, а сам погиб вместе с годовалой девочкой.
Вышла замуж, муж работал электриком, дали нам комнатку в семейном вагончике. Комната, кухня, коридорчик. Был и огород. Росла семья, переселяли в более просторную площадь. Строились одновременно и завод, и дома жилые, школы, сады и поликлиники. Дома культуры. Работали аккордно, зарплаты были хорошие. Заботились и о нашем быте и отдыхе. Столовая была хорошая на участке, кормили вкусно и недорого. Ведь снабжение в те годы у нас было, как мы говорили, московское. Было в магазинах всё. Я маме в месяц по несколько посылок с продуктами отправляла. И медицина была на высоте. И даже не это было тогда для нас главное. Мы участвовали в стройки автогиганта, и гордились этим. Ну, и конечно, молодость наша комсомольская, гордость за свою страну придавала нам силы и бодрость. Девятая, последняя пятилетка Советского Союза. Когда нам вручали памятные медали за участие в строительстве автогиганта, нам даже не верилось, что мы принимали участие в таком большом деле.
Было непросто, иногда и природа била «под дых» нас. Году в семьдесят четвёртом налетела буря, дождь стеной Опрокидывал штормовой ветер краны. Затопило котлованы , с цехов срывало крыши. Токаря на станках спасались. Горели трансформаторы. Я горжусь тем, что мне довелось участвовать в этом строительстве. Была бы просто счастлива, подари мне жизнь возможность повторить , поехала бы не задумываясь. Это было самое счастливое время в моей жизни. До сих пор помню тот праздник, ту всеобщую радость, которую испытали мы, глядя, как первый КАМАЗ выезжает из ворот инструментального цеха. «Смотри, смотри! Первый!». Потом машины пойдут сотнями и сотнями уже из ворот сборочного, а самый первый собрали в инструментальном. Жили мы по прежнему в семейном вагончике, с новой квартирой как-то не заладилось. Надо было что-то решать, муж предложил податься на строительство БАМа. Не взяли нас, а тут появились у нас вербовщики из Ленинградской области.
Так мы и оказались в Светлогорске на строительстве цеха на ЦБК. Там у нас и дочь родилась, здоровье подвело, врачи посоветовали уехать подальше от залива. Приехали работать на ЛКФ, получили в восемьдесят первом году комнату в доме на Гатчинской десять. Муж работал электриком, я на заводе макулатурной массы. Вот такая моя биография трудовая»- смеётся Галина Ивановна и продолжает-« Я ведь выросла в творческой семье, рукодельной. Мама шила и вязала, и меня приучила. Сестра и брат занимались в драматическом коллективе. Я пела и в хоре и сольно. Папа был строителем, и тоже я многое у него переняла. Ремонт в квартирах делала сама. Жили на КАМАЗе, вязала всем и свитера, и перчатки, и шарфы. Мне всегда было интересно что-то сделать своими руками, а уж когда вышла на пенсию, да столько времени свободного вдруг появилось…
Лет десять назад у ФОКа был праздник, приехала со своими работами мастерица-кукольница из Гатчины. Понравились её работы, напросилась на встречу. Съездили мы с подругой несколько раз к мастерице, переняли азы. Ну, а дальше уже работала наша фантазия. Начали думать, придумывать и творить. Появились последователи. Приходил опыт и известность.
Радует то, что людям мои работы нравятся, есть поддержка города. Провожу мастер классы не только в нашем городе, приглашают и в Санкт-Петербург. Жизнь кипит, скучать некогда. Думаю, я счастливый человек. В молодости жизнь дала шанс поучаствовать в такой большой стройке, сегодня у меня есть любимое занятие. Я всегда среди людей. Всех женщин города с праздником! Всем здоровья и благополучия! Будем жить!
Сергей Богданов