Это сегодня река Славянка напоминает ручей, а в те годы Славянка по весне разливалась, мостики уносило течением, и на станцию к рабочему поезду на Ленинград жителям было не попасть.
Отрезанных половодьем от цивилизации жителей Покровки, среди которых было много студентов, выручал мотовоз. От небольшой платформы в деревне Гайколово он за небольшую плату в прицепном вагоне возил людей на станцию в Антропшино, аккурат к прибытию рабочего поезда на Ленинград. Да и с занятий коммунаровские и покровские студенты возвращались домой тоже на мотовозе, который ждал их на станции. Если, конечно, оставались деньги на оплату проезда.
Поезд до своей станции ребята ждали на Витебском вокзале, где запах жареных пирожков сводил с ума вечно голодных студентов. Не все ребята могли устоять и не потратить на пирожки деньги, отложенные на проезд. Коль такое случалось, ехали на поезде до Красной будки и спрыгивали с на ходу. Бывало, и гибли ребята под колёсами…
Скотину в посёлке держали многие. Мясо, излишки молока, урожай со своего огорода везли на продажу в Ленинград. И снова людей выручал мотовоз. Другого общественного транспорта тогда не было. Это уже потом на Павловск пустят «душегубку». На грузовик установят будку, а вдоль бортов поставят скамейки. До рейсовых автобусов на Павловск и Гатчину было ещё далеко. Железнодорожная ветка, проложенная в начале двадцатых годов от станции Антропшино до бумажной фабрики, долгие годы была главной транспортной артерией, благодаря которой работала фабрика и жил посёлок Коммунар.
По этой ветке поступало на фабрику сырьё, вывозилась на станцию готовая продукция. И на фронт мужчин Коммунара увозил от задних ворот фабрики тоже мотовоз…
«Вагон с нашими родными уже скрылся за поворотом, а фабричный гудок всё не умолкал» – вспоминали женщины посёлка, прощавшиеся в июне сорок первого со своими мужчинами. Тогда многие из них ещё не знали, что этот гудок фабричный провожал их отцов и мужей в вечность. После освобождения посёлка железнодорожную ветку восстановили, и снова она стала на долгие годы той жизненно важной нитью, что связывала Коммунар с Ленинградом.
Многие жители небольшого посёлка Коммунар и окрестных деревень работали на бумажных фабриках, знали друг друга. А уж машинистов мотовоза знали все. Кто-то пользовался мотовозом регулярно, кто-то в меру необходимости, но редко у кого из наших земляков тех лет не возникала необходимость добраться до станции Антропшино. Об одном из таких важных для жизни людей тех лет человеке, думаю, что никто не станет спорить с этим утверждение, я и хочу рассказать.
Захаров Иван Иванович, машинист мотовоза. Этого худощавого приветливого мужчину знали все. Но немногие жители посёлка послевоенных лет знали историю его жизни, историю человека, на чью долю выпало пройти две войны. Человека, спасавшего погибающий от голода блокадный Ленинград.
Мама Ивана, Захарова Пелагея Арсеньевна приехала в посёлок при бумажной фабрике с маленьким сыном на руках ещё до революции. На старом месте жизнь не задалась, решила Пелагея Арсеньевна попытать счастья в наших местах. Здесь, в посёлке при бумажной фабрике уже жили и трудились её младшая сестра и старший брат, Пасконов Иван Арсеньевич. В первый класс с холщовой сумкой на плече Ваня отправился в 1917 году. А уже в тысяча девятьсот двадцать шестом, закончив семь классов, Иван устроился разнорабочим на Хайкаровский завод, что стоял на берегу Ижоры у города Колпино. А в 1930-м перешёл работать на бумажную фабрику «Коммунар», где уже работали многие его родственники. Работал сушильщиком на бумагоделательной машине в цеху, который строили его предки. Работа тяжёлая и опасная, не миновала беда и Ивана. Взорвался сушильный цилиндр, Иван получил сильные ожоги тела горячим паром. Впереди было долгое лечение, а по выздоровлению Иван принял решение не возвращаться к прежней профессии.
Иван отучился на курсах машинистов дрезины и мотовоза, и уже скоро его мотовоз возил на фабрику сырьё, а обратно на станцию Антропшино вагоны с продукцией. А между основным делом, обеспечение работы фабрики, выполнял Иван и не менее важную для жителей посёлка работу. Доставлял земляков к поезду на Ленинград ,не забывал встретить их, спешивших домой, на станции Антропшино вечером. Ждали его и на Комсомоле, и там останавливался так нужный людям мотовоз Ивана Захарова. Пришло время, наш герой влюбился, суженой Ивана стала Паня, как он её ласково называл, Прасковья Драненко. Она тоже начинала работу на бумажной фабрике, потом работала в детском саду поваром. Старожилы вспоминают, что попробовать её знаменитые пирожки ехали люди со всей округи. В одна тысяча девятьсот тридцать шестом году у них родилась дочь Виолетта. Да не долго длилась счастливая жизнь молодой семьи. Пришла беда разом во все дома и семьи страны. Началась война. Уже в июне сорок первого рядовой первой отдельной эксплутационной железнодорожной роты Иван Захаров на мотовозе доставлял войскам Ленинградского фронта всё необходимое. А семью солдата ждала эвакуация в далёкую Чувашию. Ждали холод и голод. Замкнулось кольцо блокады, Иван Захаров под обстрелами и бомбёжкой на своём мотовозе возил в блокадный город вагоны с самым важными для умирающего от голода Ленинграда грузом, продуктами. Ириновская железнодорожная линия, от Ладоги до Ленинграда стала поистине дорогой жизни. В январе сорок третьего Иван сутками не покидал кабину своего мотовоза, под обстрелами и бомбёжкой перевозил грузы на строящуюся железнодорожную ветку Шлиссербург-Полянье . Бывало на войне всё. Иван Иванович вспоминал, как однажды едва не погиб от рук своих. « Приехали мы на станцию Ладожское озеро, за очередным грузом для Ленинграда. Налетели немецкие самолёты, стали бомбить баржи с продовольствием. Мы с помощником перетаскивали мешки с продуктами с одной из уже горевших барж, в свой вагон. Даже рискуя жизнью, нужно было спасать продукты. Спасли мы много так необходимых городу продуктов. Место в вагоне уже не было, один мешок поставили в кабину мотовоза. Кто-то решил, что мы мешок с продуктами украли. А тогда с этим было строго, за дела такие расстреливали на месте. Судили и нас, едва не расстреляли. Не расстреляли, но и не забыли. Когда блокада была прервана, нас обоих отправили подальше, с глаз долой. Оказались мы в Казахстане на курсах сапёров». А затем, в середине сорок четвёртого года, довелось Ивану Ивановичу принимать участие в боях с Японией. Домой солдат вернулся только в декабре сорок шестого года. Возвращался, не зная, найдёт ли дома свою семью. Не знали о нём ничего и родные. Мы не сможем сегодня даже представить себе ту радость, то неожиданное счастье, что испытали эти люди, встретившись живыми и здоровыми после многолетней разлуки. После долгих пяти лет мук и страданий, после неизвестности, которая порой бывает страшней и мучительней даже плохой вести, семья снова была вместе.
Миновали радостные дни встречи, где был и смех, и слёзы от воспоминаний о пережитом на проклятой войне, пора было думать, как жить дальше. Иван Иванович снова устроился на место своей довоенной работы. На мотовозе таскал вагоны с грузом на фабрику и обратно, возил людей на станцию. Жизнь налаживалась.. На огороде сажали овощи, картошку. Время было тяжёлое, голодное. Держали скотину в сарае. Бычок, коза, поросята были заботой Ивана Ивановича. Он же и забивал скотину. Любил рыбалку, да и неплохим подспорьем для семьи был его улов. Валерий Иванович Гайшинец рассказывает, что Иван Иванович часто брал его с собой на рыбалку. Уходили вверх по Ижоре на десять и более километров, без улова не возвращались. «Однажды кричит мне, зовёт к себе. Подбегаю, а у него аж удилище дугой, форель на крючке бьётся. Потом уж прикинули вес рыбины. Не меньше пяти килограмм! Тогда в Ижоре много водилось рыбы. Приносили рыбаки домой и щук больших. и плотва была в реке, и форель клевала»
Не любил Иван Иванович вспоминать войну. На просьбы рассказать о военных годах, вспоминает Валерий Иванович Гайшинец, двоюродный брат Ивана Ивановича, он, помолчав, отвечал: «Извини, но об этом тяжело говорить и вспоминать. Война –это ужасно и страшно. Когда видишь, как на твоих глазах гибнут сотни, тысячи людей — молодых ребят, женщин и детей, а ты ни чем не можешь им помочь… Извини, не могу…»
Медаль «За отвагу», Орден Отечественной войны второй степени, медали «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За оборону Ленинграда», многие юбилейные медали украшали грудь солдата Великой Отечественной войны в День Победы, когда он в строю ветеранов шёл к памятнику поклониться памяти не вернувшихся с войны земляков… И трудовой путь Ивана Ивановича Захарова отмечем многими наградами. Не менее важно для человека и уважение окружающих людей. Уважение тех, с кем он живёт рядом, с кем работает. Ивана Ивановича в посёлке любили и уважали за его доброе сердце, за готовность всегда протянуть руку помощи ближнему своему.
Люди, пережившие военное лихолетье, потерявшие родных и близких, люди, познавшие в жизни голод и холод, они другие. В них есть то, что мы почти растеряли- готовность поделиться последним куском хлеба, умение понять и простить. Чувство некоего единения, ответственности за всё происходящее в жизни. Они умели не только требовать, но и отдавать. Было в их жизни чувство локтя, понимание того, что только держась друг за друга, можно выстоять в любой беде. Они другие. Умер Иван Иванович Захаров в октябре одна тысяча девятьсот восемьдесят второго года. Провожал заслуженного человека весь Коммунар. К фабричному гудку присоединился прощальный гудок мотовоза, на котором Иван Иванович много лет трудился на благо своих земляков.
Люди помнят замечательного человека. Многие мои собеседники в своих рассказах о послевоенных годах вспоминали, какую важную роль в жизни Коммунара в то время играла железнодорожное полотно, что связывало посёлок и станцию Антропшино. А уж фамилию машиниста мотовоза Ивана Ивановича Захарова вспоминали в своих рассказах все. Люди, недавно переехавшие в наш город, иногда задают вопрос. Почему одна из городских улиц названа Железнодорожной.. Не только потому, что ведёт к железнодорожной станции Антропшино. Ещё и потому, что вдоль улицы не так уж и давно лежали рельсы железнодорожной ветки, по которой и водил свой мотовоз светлой памяти человек, наш земляк Захаров Иван Иванович.
Сергей Богданов