Плюс дистанционное, минус обучение

Через месяц – сессия, а многие студенты до сих пор пытаются привыкнуть к «дистанционке».

Большинство вузов Санкт-Петербурга после первой волны ковида начали свою работу в очном формате с применением электронных технологий. Термометрия, санитайзеры, маски…. У многих студентов появилась надежда на традиционный формат обучения. Но… у коронавируса на этот счет другие планы.

В связи с распространением инфекции Министерство образования и науки России вновь перевело учащихся университетов Москвы и Санкт-Петербурга на дистанционное обучение. Такой формат будет действовать с 13 ноября 2020 года по 6 февраля 2021-го.

Как студенты чувствуют себя в условиях «удаленки»?

Плюс: больше свободного времени

Для того, чтобы добраться до университета, студентам приходилось рано вставать и много времени проводить в дороге. Сейчас все проще: проснулся, включил ноутбук, – и ты уже на паре. Благодаря этому, появляется больше свободного времени, которое студенты могут уделить себе, семье, или выполнению своих обязанностей.

«Для меня большим плюсом дистанционного обучения является экономия времени. На дорогу до университета у меня уходит два часа. Вместо этого я выбираю сон или прогулку с собакой, а после всех занятий сразу же сажусь за выполнение домашнего задания».

Анастасия Быстрова, г. Коммунар, СПбГУП, 2 курс, журналистика

 

«Раньше мне очень не хватало времени, чтобы выспаться. Приходилось вставать за два часа до начала учебных занятий. Сейчас я встаю за десять минут. Также не приходится сидеть ночами с д/з, так как появились свободные четыре часа каждый день, которые раньше тратились на сборы и дорогу. Теперь я могу позволить себе совмещать учебу с работой».

Зоя Панова, г. Павловск, РГПУ им. Герцена, 4 курс, педагогика

Матвей Прокопович, г. Выборг, РАНХиГС, 3 курс, менеджмент: «Свободного времени появилось много, но проблема в том, как правильно им распорядиться. Есть такое крылатое латинское выражение «Memento mori», которое переводиться как «помни, что смертен». Поэтому стараюсь тратить свободное время рационально: на чтение, просмотр фильмов и занятие спортом».

Минус: неполадки с техникой

«Удаленка» имеет существенные недостатки. Слабый интернет, неполадки с техникой, – это одна из самых важных проблем дистанционного обучения.

Анастасия Быстрова: «Технические неполадки иногда становятся препятствием к тому, чтобы присоединиться к занятию, а внезапные сбои звука или видео в течение пары грозят пропуском важной информации, что впоследствии может сказаться на успеваемости».

Матвей Прокопович: «На моем доме установлены усилители сигнала, поэтому у меня есть возможность раздавать с телефона 5G интернет. Но, вот, у преподавателей часто случаются проблемы со связью и программами».

Еще одна проблема – рост объемов домашних заданий

Константин Михайлов, г. Гатчина, СПбГУПТД, 2 курс, журналистика: «Многие работы, которые обычно проходят на парах, теперь высылаются в виде домашнего задания. Ты буквально обрастаешь дедлайнами, долгами и папками на компьютере».

Екатерина Ивановна, г. Коммунар, ЛГУ им. Пушкина, 3 курс, Государственное и муниципальное управление: «Из-за дистанционного обучения преподаватели увеличивают объёмы работ. Предполагая, что у студентов много свободного времени».

Плюс: отсутствие стрессов

При этом некоторые студенты дистанционное обучение находят в определенном смысле более комфортным. Например, им проще воспринимать и выдавать учебный материал в домашней обстановке.

Константин Михайлов: «Сама сдача тестов, зачетов и экзаменов, как ни странно, стала легче. Поскольку проходят они в том же онлайн формате, то сдаются хотя бы без стрессов».

Матвей Прокопович:«Лично мне комфортно находиться у себя дома. Нет той нагнетающей атмосферы, которая с каждым днем усиливается при приближении сессии. Но, у дистанционного обучения в этом плане, есть и свои минусы.

Зоя Панова: «Как и везде, в университете есть люди, которых ты не желаешь даже просто видеть (я уж не говорю про общение с таковыми). На дистанции контакты с ними ограничены, что позволяет обучаться в более комфортной обстановке».

Екатерина Ивановна: «Сдача экзаменов и зачётов онлайн огромный плюс, потому что преподавателям порой трудно работать с техникой, из-за чего они упрощают условия сдачи. Также для студентов-интровертов, которые проявляют малую социальную активность, «дистанционка» помогает улучшить их успеваемость».

Минус: отсутствие живого общения

Однако далеко не всем комфортно в условии отсутствия живого общения, как с преподавателями, так и с одногруппниками.

Надежда Рущак, г. Отрадное, СПбПУ, 2 курс, биофизика: «Не хватает прямого контакта и живого общения. Нет возможности вживую пообщаться с преподавателем: задать вопросы, обсудить что-либо, побеседовать. Многим из преподавателей неудобно общаться в ZOOMe. Не хотят или не умеют пользоваться этими ресурсами, поэтому просто скидывают домашнее задание на почту».

Матвей Прокопович: «Контакт с преподавателем дает тебе понимание его личности, что в дальнейшем может очень помочь на экзамене или зачете. На дистанционном обучении этого нет».

Константин Михайлов: «В формате онлайн занятий гораздо тяжелее воспринимать информацию, Теряется связь «преподаватель-студент», при которой усваиваемость материала оптимальная. Теперь это скорее «говорящая голова». Обучением это назвать сложно».

Анастасия Быстрова: «Я очень соскучилась по офлайн обучению, когда можно пообщаться с преподавателем и одногруппникам. Общение через социальные сети – совсем не то, что вживую».

Дистанционное образование требует от учащегося дисциплины и навыков самостоятельного обучения. Возможно, нужно больше времени на адаптацию в новых реалиях. Ведь может быть и так, что «смешанный» или «удаленный» формат плотно закрепится в нашем обществе.

Во всяком случае, опыт, приобретенный во время карантина, позволит и студентам, и преподавателям больше ценить живое общение друг с другом.

Анастасия АВСЮК

  1. Женя

    Хорошая статья! Разговаривала с учителем средней школы. Она сетует на то, что не у всех детей ( да и у нее самой) мощные компы, позволяющее поддерживать качественное соединение с группой учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *